Информация взята с сайта: «Факультет медицинского права»
Гарантийные сроки на медицинские услуги
Согласно п. 28 Постановления Правительства от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг" медицинская организация должна предоставить потребителю (по его требованию и в доступной для него форме) информацию об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях. В том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению. То есть речь явно идет о гарантийных сроках только на медицинские изделия (вещь), а не на услугу и не на ее результат. Гарантийный срок на медицинские изделия обозначает срок, в течение которого изготовитель (их производитель) ручается за функциональные и качественные свойства изделия, т.е. отсутствие его дефектов, при условии соблюдения пациентом правил пользования таким изделием. Но даже более того - такие медицинские изделия потеряют свойство вещи, так как после использования их при оказании медицинской услуги они утрачивают свою оборотоспособность, вследствие того, что теряют возможность свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 129 ГК РФ).
Таким образом, наличие или отсутствие гарантийного срока медицинской услуги напрямую зависит от медицинской организации, которая данную услугу оказывает, так как иные медицинские организации могут установить гарантийный срок на медицинскую услугу, другие же - на аналогичную услуг гарантийный срок не установят.
Однако, отметим, что услуга по своему правовому содержанию, в отличие от работы, не имеет овеществленного результата, который исполнитель обязан: а) гарантировать заказчику и б) передать заказчику после завершения работ. В договоре возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата. Результат услуги не является объектом гражданских прав и не может выступать предметом договора. Услуга, согласно ее легальному определению, должна быть направлена на достижение цели, для которых услуга такого рода обычно используется. Результат оказания медицинской услуги при любом клиническом случае не является на 100% прогнозируемым и может выражаться как в восстановлении, улучшении здоровья, в отсутствии каких-либо изменений, так и в ухудшении патологических процессов и даже в смерти. Но даже последние из вышеназванных исходов заболевания не будут заведомо говорить о ненадлежащем исполнении медицинской организацией своих обязательств. Причиной отсутствия положительного медицинского результата может стать целый ряд факторов: "неправильные" действия пациента, действия биологических законов и процессов, затрагиваемых при медицинском вмешательстве, иные факторы. Учитывая вышесказанное, попытка гарантировать пациенту не только положительный медицинский результат, но еще и его стойкий положительный эффект в течение какого-либо периода времени (гарантийный срок) может быть расценена как введение пациента-потребителя в заблуждение. Таким образом, результат услуги гарантировать исполнителю не только невозможно, но и недопустимо.
Что же медицинская организация действительно может и обязана гарантировать пациенту? Это надлежащее выполнение услуги в соответствии с требованиями юридических, профессиональных и морально-этических норм, соблюдение качества оказания медицинской помощи, обеспечение безопасности оказываемой услуги и прочее, т.е. это обязанности медицинской организации по отношению к пациенту, которые обычно указываются в договоре на оказание платных медицинских услуг и в прочих взаимосвязанных с ним документах.
Стоит заметить, что и запрета предоставлять гарантийные сроки на услуги также не установлено, поэтому если медицинская организация хочет предоставлять пациенту подобные гарантии, то она вправе это делать.
Невозможность гарантировать результат медицинской услуги
Медицинская услуга, в отличие от какой либо работы, не имеет овеществленного результата, который исполнитель обязан: а) гарантировать заказчику и б) передать заказчику после завершения работ. В договоре возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата 8. Результат услуги не является объектом гражданских прав и не может выступать предметом договора. Услуга, согласно ее легальному определению, должна быть направлена на достижение цели, для которых услуга такого рода обычно используется. Цель и результат (эффект) услуги не одно и то же. Медицинская услуга как действие лишь направлена на достижение полезного эффекта, оценивается в процессе оказания как полезная, но не обязательно принесет пользу и помощь, поэтому было бы удобным использовать слова "полезная цель"
Результат оказания медицинской услуги при любом клиническом случае не является на 100% прогнозируемым и может выражаться как в восстановлении, улучшении здоровья, в отсутствии каких-либо изменений, так и в ухудшении патологических процессов и даже в смерти. Но даже последние из вышеназванных исходов заболевания не будут заведомо говорить о ненадлежащем исполнении медицинской организацией своих обязательств. Причиной отсутствия положительного медицинского результата может стать целый ряд факторов: "неправильные" действия пациента, действия биологических законов и процессов, затрагиваемых при медицинском вмешательстве, иные факторы. Учитывая вышесказанное, попытка гарантировать пациенту не только положительный медицинский результат, но еще и его стойкий положительный эффект в течение какого-либо периода времени (гарантийный срок) может быть расценена как введение пациента-потребителя в заблуждение. Таким образом, результат услуги гарантировать исполнителю не только невозможно, но и недопустимо
Что касается выполнения работ, то в данной сфере, напротив, результат имеет квалифицирующее значение. В Обзоре Красноярского краевого суда от 24.04.2006 "Обзор практики рассмотрения судами Красноярского края споров, связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг" указано следующее: "В отличие от договора подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ) на исполнителя услуги по общему правилу не возлагается обязанность по передаче заказчику какого-либо результата. Недостижение при лечении пациента положительного эффекта (например, излечения заболевания, снижения обострения хронической патологии) не может само по себе рассматриваться как признак некачественной медицинской услуги. Невозможность гарантировать благоприятный исход лечения объясняется спецификой медицинской деятельности и объекта ее воздействия: неизученностью многих заболеваний, схожестью симптомов различных заболеваний, индивидуальной реакцией организма пациента на лечение и пр.".
Недостижение при лечении пациента положительного эффекта (результата) не может само по себе рассматриваться как признак некачественной медицинской услуги. Достижение же определенного результата при оказании медицинских услуг является субъективным критерием при оценке их качества. Данное суждение вытекает не только из судебной практики, но также очевидно и при разборе легального определения "качества медицинской помощи" (ст. 2 ФЗ N 323), в котором речь идет лишь о степени достижения запланированного результата.
Отсутствие ожидаемого потребителем результата в условиях, когда специалистами медицинского учреждения были предприняты все необходимые профессиональные действия при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от них требовалась по характеру обязательств и условиям договора, не является основанием для признания услуги оказанной с ненадлежащим качеством (Определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу N 33-11398).
Информация взята с сайта: «Факультет медицинского права»
Поделиться с друзьями: